Четверг, 28.03.2024, 12:42

Главная » 2011 » Январь » 27 » Миссия “Кеплер” НАСА обнаруживает первую каменистую планету
Миссия “Кеплер” НАСА обнаруживает первую каменистую планету
.Миссия "Кеплер” НАСА подтвердила, что обнаружила свою первую каменистую планету, которую назвали Kepler-10b. Размеры планеты в 1.4 раза превосходят размеры Земли, и эта планета является самой маленькой планетой из числа тех планет, которые когда-либо были обнаружены за пределами нашей Солнечной системы. Обнаружение этой так называемой экзопланеты - результат анализа данных, собранных космической орбитальной станцией за период более восьми месяцев, с мая 2009 года до начала января 2010...
"Чтобы получить первое веское доказательство наличия каменистой планеты, обращающейся вокруг звезды за пределами нашей Солнечной системы, были максимально задействованы и сконцентрированы все имеющиеся возможности станции Kepler (Кеплер)," - отметила Натали Баталья (Natalie Batalha), зам. руководителя научной группы программы Kepler в Исследовательском центре имени Эймса (НАСА) в Моффет-Филд, штат Калифорния (Moffett Field, Calif.), и главный автор доклада об открытии, принятого к печати Астрофизическим журналом (Astrophysical Journal). "Группа Kepler дала обещание в 2010 найти достоверные признаки небольших планет в полученных данных, и она начинает выполнять его."

Сверхточный фотометр , установленный на телескопе Kepler, позволяет измерять даже незначительное уменьшение яркости свечения звезды, которое происходит при прохождении планеты на фоне звезды. Размеры планеты можно определить по этому периодическому ослаблению яркости. Расстояние между планетой и звездой рассчитывают, замеряя время между последовательными изменениями яркости звезды при обращении планеты вокруг звезды.

Kepler является первой миссией НАСА , которая способна обнаруживать планеты с такими же размерами, как у Земли, внутри или рядом с зоной обитаемости , областью в планетной системе, где на поверхности планеты может присутствовать вода в жидком виде. Однако, поскольку период обращения планеты составляет 0.84 земных суток, планета Kepler-10b более чем в 20 раз ближе к своей звезде, чем Меркурий к нашему Солнцу, и находится вне зоны обитаемости.

Kepler-10 стала первой звездой, которую идентифицировали как звезду, которая потенциально могла бы укрывать небольшую транзитную планету, что послужило поводом для размещения её в верхней части списка кандидатов для наземных наблюдений 10-метровым телескопом в обсерватории имени Кека, Гавайи.

Ученые, ожидающие сигнала, который подтвердит, что Kepler-10b – планета, не были разочарованы. Обсерватории Кека удалось зафиксировать ничтожное смещение спектра звезды, которое носит название доплеровского смещения (эффект Допплера), причиной которого является заметное тяговое усилие, создаваемое обращающейся планетой по отношению к звезде.

"Открытие планеты Kepler-10b, настоящего скалистого мира, является знаковым событием в деле отыскания планет, подобных нашей," - сказал Дуглас Хаджинс (Douglas Hudgins), исследователь программы Kepler при штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. Он отметил, что "Несмотря на то, что эта планета находится не в зоне обитаемости, это волнующее открытие демонстрирует, какие открытия стали возможными благодаря миссии, и обнадеживает, что их появится еще больше".

"Наше знание о планете, в сущности, заключается лишь в том, что мы знаем о звезде, вокруг которой она обращается," - заметила Баталья. Поскольку Kepler-10 - одна из самых ярких звезд, находящихся под прицелом телескопа Kepler, ученые смогли зафиксировать высокочастотные колебания яркости звезды, генерируемые звездными колебательными процессами, или «звездотрясениями». "Этот анализ реально позволил нам определить характеристики планеты Kepler-10b," - добавила она.

"У нас имеется четкий (чистый) сигнал в данных, зафиксированных в виде наблюдений прохождения световых волн в недрах звезды," сказал Ганс Кьельдсен (Hans Keldsen), астроном из Астеросейсмического научного консорциума Кеплера (Kepler Asteroseismic Science Consortium) при университете Орхус (Aarhus) в Дании. Ученые - исследователи из Астеросейсмического научного консорциума Кеплера используют полученную информацию для лучшего понимания звезды подобно тому, как ученые используют изучение землетрясений для того, чтобы больше узнать о внутреннем строении Земли. "В результате такого анализа можно утверждать, что Kepler-10 - одна из самых хорошо изученных звезд с обращающимися планетами во вселенной, практически рядом с нашим Солнцем ," - отметил Кьельдсен.

Это хорошая новость для группы, изучающей планету Kepler-10b. Точные характеристики звезды обеспечивают получение точных характеристик планеты. В случае с планетой Kepler-10b, картина, которая вырисовывается, изображает каменную планету с массой, в 4.6 раза превышающей массу Земли, и средней плотностью 8.8 грамм на кубический сантиметр – что очень напоминает железную гантель.

"Данная планета, однозначно, скалистая, на поверхности которой вы могли бы стоять," -заметил участник исследовательской группы Димитар Сасселов (Dimitar Sasselov) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже и соисследователь программы Kepler.

"Все возможности телескопа Kepler были максимально сконцентрированы и направлены на это открытие," - сказала Баталья (Batalha), - "что привело к получению первого веского доказательства существования каменистой планеты, вращающейся вокруг звезды, которая не является нашим Солнцем."

Исследовательский центр имени Эймса контролирует работы по разработке наземных систем Кеплера, организацию полета и анализ научных данных. Лаборатория реактивных двигателей НАСА в Пасадене, Калифорния, занималась конструкторско-техническим обеспечением миссии Kepler.

Корпорация Ball Aerospace and Technologies Corp. в г. Боулдер-Сити, Колорадо, разработала систему полета Kepler и занимается обеспечением организации полета совместно с лабораторией атмосферной и космической физики при университете штата Колорадо в Боулдере. Балтиморский институт по изучению космоса с помощью космического телескопа занимается созданием архивов, приемом и распространением научных данных, получаемых с помощью телескопа Kepler.

Источник информации http://www.astrogorizont.com/content/read-Micciya_Kepler