Четверг, 28.03.2024, 20:20

Главная » 2010 » Декабрь » 17 » Ученые выяснили секрет "темных гамма-всплесков"
Ученые выяснили секрет "темных гамма-всплесков"
Ученые представили новые доказательства в пользу того, что так называемые темные гамма-всплески обязаны своим существованием пыли, заполняющей космическое пространство. Свои выводы астрономы опубликовали в журнале Astronomy and Astrophysics, а коротко о работе пишет портал ScienceNOW.

Гамма-всплески - это чрезвычайно мощные кратковременные выбросы высокоэнергетического излучения, которые происходят на последнем этапе жизни массивной звезды при ее "схлопывании" в черную дыру. По мере остывания гамма-всплеска происходит испускание излучения в более широком диапазоне частот, включающем оптическое, инфракрасное и радиоизлучение. Однако приблизительно в половине случаев астрономы не могут зарегистрировать излучения в оптическом диапазоне.

Для объяснения этого провала было предложено несколько гипотез, одна из которых, например, предполагает, что он связан с явлением красного смещения - по мере длительного путешествия сквозь Вселенную спектр излучения сдвигается в более длинноволновую область. "Дырка" в оптической области соответствует провалу в ультрафиолетовой части спектра (это излучение поглощается заполняющим космическое пространство водородом), сдвинувшегося до оптических частот. Согласно другой версии, отсутствие в "послесвечении" гамма-всплесков оптического излучения объясняется тем, что оно блокируется пылью (для ультрафиолетового или инфракрасного излучений пыль прозрачна).

Авторы новой работы проверяли, какая из версий правильная, используя 2,2-метровый телескоп в обсерватории Ла-Силла в Чили. Гамма-всплески искал орбитальный телескоп SWIFT, и сразу после обнаружения их начинал изучать чилийский телескоп, "видящий" Вселенную в семи различных диапазонах длин волн. В общей сложности ученые исследовали 39 гамма-всплесков. Проанализировав полученные спектры, астрономы заключили, что верной является гипотеза о блокировании части излучения космической пылью. Ранее авторы уже представляли эти результаты, однако тогда число изученных гамма-всплесков составляло только 29.

Недавно астрономы сообщили об обнаружении самого удаленного из известных гамма-всплесков, однако позже другая группа ученых оспорила это сообщение.
Просмотров: 407 | Добавил: MeRaBee | Рейтинг: 0.0/0