Четверг, 25.04.2024, 13:12

Главная » 2011 » Июнь » 9 » Ученые нашли у облака от взрыва сверхновой рентгеновскую "подсветку"
Ученые нашли у облака от взрыва сверхновой рентгеновскую "подсветку"

Анализ излучения сверхновой звезды SN1987A в Большом Магеллановом Облаке показал, что газовое облако, которое образовалось в результате взрыва, светится не только благодаря радиоактивному распаду его материи, но и под воздействием рентгеновского излучения, пишет группа европейских и американских ученых в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сверхновые звезды вспыхивают в результате гравитационного коллапса массивных звезд, когда тяжелое ядро звезды сжимается и создает волну разряжения, выбрасывающую легкое вещество внешних слоев светила в открытый космос. В результате этого образуется светящаяся газовая туманность, которая продолжает расширяться некоторое время после взрыва. Сверхновые первого типа образуются в результате взрыва двойной системы из белого карлика и более массивной звезды, а более распространенные вспышки второго типа - в результате взрыва звезд-гигантов.

Сверхновая второго типа SN1987A расположена относительно недалеко, на расстоянии в 160 тысяч световых лет от Земли, и ее можно наблюдать даже невооруженным глазом. Астрономов и любителей привлекает необычная форма этой сверхновой, которая напоминает одновременно песочные часы и три олимпийских кольца. Кроме того, SN1987A возникла в результате взрыва голубого сверхгиганта Sk-69/202, который, по некоторым предположениям, образовался в результате слияния двух меньших звезд.

Считается, что облако газа от взрыва сверхновой продолжает светиться некоторое время в результате радиоактивного распада короткоживущих изотопов никеля и титана, с разложением которых светимость облака постепенно убывает. Поведение SN1987A соответствовало этому правилу до 2001 года, однако после этого светимость облака начала увеличиваться. Группа ученых под руководством Джозефины Ларссон (Josefin Larsson) из университета Стокгольма попыталась объяснить этот парадокс.

Астрономы пришли к выводу, что текущий рост светимости можно объяснить выделением энергии в результате столкновения облака расширяющихся газов со скоплениями ионизированного водорода, которые могли быть выброшены звездой-прародителем SN1987A незадолго до взрыва.

Ученые сопоставили две модели развития туманности, в которых основным источником энергии выступали распад радиоактивных элементов и нагрев газового облака в результате столкновения с ионизированным водородом. Астрономы выяснили, что реальные показатели светимости на одном этапе развития сверхновой соответствовали первой, радионуклидной, модели, а на втором - модели "столкновения".

"Мы полагаем, что SN1987 перешла от фазы радиоактивного разогрева к фазе, где основным источником энергии выступает рентгеновское излучение. Газовое облако поглощает большую часть рентгеновского излучения и расходует часть полученной энергии на излучение света в видимом диапазоне", - пишут ученые.

В будущем, как считают ученые, когда плотность туманности уменьшится, рентгеновское излучение будет проникать вглубь облака, в результате чего можно будет изучить его химический состав. Ученые охарактеризовали этот будущий эксперимент как "новейшую форму рентгеновской томографии".

Источник информации http://www.rian.ru/science/20110609/386399786.html