Четверг, 25.04.2024, 20:57

Главная » 2011 » Октябрь » 6 » Телескоп ALMA открывает глаза...
Телескоп ALMA открывает глаза...
Самая сложная наземная астрономическая обсерватория, призванная служить человечеству, - а точнее - расположенный в пустыне Атакама большой комплекс, работающий в миллиметровом/субмиллиметровом диапазоне (ALMA), - официально открылась для астрономов на площадке, расположенной на высоте 16,500 футов над уровнем моря, в северной части Чили...
Большой наращиваемый комплекс в Атакаме, работающий в миллиметровом/субмиллиметровом диапазоне на высоте 16,500 футов над уровнем моря на севере Чили. И хотя комплекс укомплектован всего лишь на треть, он уже сейчас относится к самым мощным телескопам такого класса.

Тысячи ученых со всего света приняли участие в борьбе за право стать первыми немногими исследователями, которым посчастливится исследовать некоторые из самых темных, самых холодных, самых дальних и наиболее сокровенных загадок Вселенной с помощью нового астрономического инструмента.

"Мы отправились в одно из самых необычайных мест на Земле, чтобы построить крупнейший в мире комплекс телескопов, работающий в миллиметровом/субмиллиметровом диапазоне волн и обладающий таким уровнем технического совершенства, о котором можно было только мечтать всего лишь десять лет назад," - отметил Д-р Марк Мак-Киннон (Dr. Mark McKinnon), руководитель северо-американского проекта ALMA при Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) в Шарлоттсвилле, штат Виргиния (США). "И теперь мы стоим у истоков научных исследований раннего периода развития Вселенной, которые позволят реализовать комплекс ALMA. Мы сделали невозможное возможным. Воистину, это великое событие!"

Для запуска программы научных исследований раннего периода развития Вселенной (Early Science), около одной трети планируемых 66 радиотелескопов комплекса ALMA соберут в наращиваемый комплекс, причем поставку половины этих радиотелескопов осуществит NRAO. Даже с учетом незавершенного пока строительства, ALMA является лучшим телескопом такого класса - факт, который, несомненно, хорошо известен астрономам, запрашивающим разрешение на проведение наблюдений с использованием этого телескопа.

Принимая во внимание ограниченное количество часов, выделенных на первую стадию научных исследований, ALMA могла бы сопровождать не более ста проектов. "Мы были ошеломлены, когда получили более девятисот заявок со всего мира!" - сказал Д-р. Льюис Болл (Lewis Ball), Заместитель директора ALMA и начальник штаба ALMA Национальной радиоастрономической обсерватории. "Никакой другой телескоп на земле или в космосе не пользовался когда-либо таким большим спросом". Отбор проектов для участия в исследованиях с применением комплекса ALMA осуществляли, исходя из научной ценности проекта, многоплановости с точки зрения применимости для разных регионов, а также соответствия целей проекта основным научным целям ALMA.

"Литера 'M' в названии ALMA означает 'миллиметровые/субмиллиметровые' волны, потому что ALMA "осматривает" Вселенную в этом диапазоне длин волн, которые намного длиннее, чем волны видимого (оптического) диапазона, которые мы воспринимаем своими глазами",- заметил Д-р. Элисон Пек (Alison Peck), астроном Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO), исполняющий обязанности заместителя научного руководителя проекта ALMA на этапе строительства. "С помощью миллиметровых и субмиллиметровых волн мы можем наблюдать за процессом образования планет, проводить астрохимические исследования и обнаруживать свет, идущий от древнейших галактик Вселенной, который, в конечном счете, доходит до нас. Первые проекты, реализуемые совместно с комплексом ALMA, будут гибко использовать функциональные возможности телескопа для своих целей и даже сверх того".

Одним из проектов, который был выбран для научных наблюдений с использованием комплекса ALMA процесса становления Вселенной в ранний период, был проект доктора Дэвида Вилнера (Dr. David Wilner) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофи́зики в Кембридже, штат Массачусетс. Вилнер заявил: "Моя команда охотится за строительными блоками, из которых состоит любая солнечная система, а ALMA уникальным образом оборудована, чтобы успешно распознавать их."

Целью его команды является звезда AU Микроскопа (AU Microscopii), удаленная от нас на расстоянии 33 световых лет, возраст которой составляет всего лишь 1% возраста Солнца. "Мы будем использовать комплекс ALMA для воссоздания 'арены рождения' планетезималей (планетных систем из малых сближающихся тел), которые, как мы полагаем, вращаются вокруг этой молодой звезды. Только с помощью ALMA мы можем надеяться на то, что сумеем отыскать скопления в этих пылевидных астероидных поясах, которые могут являться индикаторами невидимых планет." Вилнер и возглавляемая им научная группа поделится полученными данными с европейской командой, которая также подавала заявку на участие в наблюдениях с использованием комплекса ALMA этой ближайшей звезды, окруженной кольцом пыли.

Доктор Саймон Казассус (Simon Casassus) из университета Чили и его команда будет использовать комплекс ALMA для наблюдений за газо-пылевым диском вокруг объекта HD142527, молодой звезды, которая находится на расстоянии 400 световых лет. "Пылевидный диск, окружающий эту звезду, имеет очень большой зазор, который, возможно, появился в процессе образования гигантских планет," - пояснил Казассус.

"За пределами зазора диск содержит достаточно газа для создания около дюжины планет, размерами с Юпитер. Внутри зазора вполне могла бы находиться молодая газообразная планета-гигант на стадии формирования, если бы этот газообразный материал был доступен." Наблюдения с помощью ALMA позволят измерить массу и физическое состояние газа внутри зазора. "Таким образом, ALMA даст нам шанс наблюдать процесс формирования планет, или самые свежие "следы" этого процесса," - заявил Казассус.

Еще дальше, на расстоянии 26,000 световых лет от нас, в центре нашей Галактики находится Стрелец A*, сверхмассивная черная дыра, масса которой в четыре миллиона раз превышает массу нашего Солнца. Газ и пыль, находящиеся между черной дырой и нами, делают её невидимой для наших оптических телескопов. Тем не менее, комплекс ALMA настроен таким образом, что "видит" сквозь галактический мрак и дает нам волнующие виды Стрельца A*.

Профессор Гейно Фальке (Heino Falcke), астроном из университета Рэдбауда в Нейгемене (Нидерланды), отмечает: "ALMA даст нам возможность отслеживать вспышки света, исходящие из окрестностей этой сверхмассивной черной дыры, и делать снимки газовых облаков, удерживаемых её огромными силами притяжения, что, в свою очередь, позволит нам изучить особенности беспорядочного питания этого монстра. Мы полагаем, что некоторая часть газа может освобождаться от такой "мертвой хватки" примерно со скоростью, близкой к скорости света".

Подобно черным контурам в детской книжке - раскраске космическая пыль и холодный газ вычерчивают структуры внутри галактик, даже если мы и не можем отчетливо видеть эти галактики. У верхних границ нашей видимой Вселенной лежат таинственные взрывающиеся галактики, яркие островки иного, спокойного темного Космоса. ALMA будет искать здесь индикаторы холодного газа и пыли, исследуя период в несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва, период, который астрономы называют "космическим рассветом".

Доктор Масами Оучи (Masami Ouchi) из Токийского университета (Япония) будет использовать комплекс ALMA для наблюдений за галактикой Химико (Himiko), довольно удаленной галактикой, "штампующей" ежегодно звезды, которые, по меньшей мере, равноценны нашим 100 Солнцам, и которая окружена гигантской яркой туманностью. "Другие телескопы не могут показать нам, почему Химико демонстрирует такую яркость и каким образом она образовала такую огромную горячую туманность, в то время как вся окружающая её древняя Вселенная так спокойна и темна," - заметил Оучи. "ALMA может показать нам наличие холодного газа глубоко в недрах звездообразующей туманности галактики Химико, отслеживая движения и активность внутри неё, и мы, в конечном счете, увидим, как начинали формироваться галактики в период "космического рассвета”."

В процессе научных наблюдений за ранним периодом развития Вселенной будет также продолжаться этап строительства комплекса ALMA в чилийских Андах, на высокой площадке удаленного плато Чахнантор, в жестких условиях пустыни Атакама. Каждый новый телескоп, выполненный с учетом жестких климатических условий в защищающем панцире, будет соединен с комплексом, все соединения выполняются с применением волоконно-оптических кабелей. Все изображения, получаемые каждым удаленным телескопом, объединяются в одно панорамное изображение с помощью одного из самых быстродействующих в мире специализированных суперкомпьютеров, ALMA коррелятора. Разработанный и построенный в Техническом центре Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO Technology Center) в Шарлоттсвилле, штат Виргиния, ALMA коррелятор выполняет 17 квадриллионов операций в секунду.

К 2013 году комплекс ALMA будет представлять собой комплекс до 11 миль в ширину, состоящий из 66 сверхточных радиотелескопов, работающих в миллиметровом/субмиллиметровом диапазоне волн как одно целое, который построен международными партнерами проекта ALMA из Северной Америки, Восточной Азии и Европы.

"С запуском программы Научных исследований раннего периода развития Вселенной мы вводим комплекс ALMA в рабочую систему NRAO, включающую современные инструменты для исследования, наряду с радиотелескопом с очень большой антенной системой (Very Large Array), антенной системой с очень большой базой ( Very Long Baseline Array) и телескопом Грин Бэнк (Green Bank Telescope)", - заявил доктор Фред К. Ло ( Fred K. Lo), директор Национальной радиоастрономической обсерватории. "С их помощью, а также с помощью других новейших сооружений во всем мире астрономическое содружество вступает в золотой век открытий, совершаемых с использованием радиотехники."

Для совершения управляемых видеопутешествий в мир ALMA, воспользуйтесь нашим ALMA Explorer. Национальная радиоастрономическая обсерватория является объектом Национального научного фонда, который работает на условиях совместного договора с корпорацией Associated Universities, Inc.

Большой комплекс, расположенный в Атакаме, работающий в миллиметровом/субмиллиметровом диапазоне (ALMA), международный астрономический объект, является результатом партнерства между Европой, Японией и Северной Америкой в сотрудничестве с Республикой Чили. Проект ALMA финансируется Европейской Южной Обсерваторией (ESO), представляющей Европу, Национальным научно-исследовательским институтом естественных наук (NINS), представляющим Японию, в сотрудничестве с Тайваньской Академией Наук, представляющей Тайвань, и Национальным научным фондом США(NSF), представляющим Северную Америку, в сотрудничестве с Канадским национальным советом по научным исследованиям (NRC) и Тайваньским национальным научным советом (NSC). Строительством и работой ALMA руководит ESO, представляющая интересы Европы, Национальная астрономическая обсерватория Японии (NAOJ), представляющая интересы Японии, и представляющая интересы Северной Америки Национальная радиоастрономическая обсерватория (NRAO) под управлением корпорации Associated Universities, Inc. (AUI).

Источник информации http://www.astrogorizont.com/content/read-ALMA_otkrivaet_glaza