Пятница, 29.03.2024, 00:08

Главная » 2010 » Ноябрь » 5 » Прямое изображение спутника близлежащей звезды GJ 758
Прямое изображение спутника близлежащей звезды GJ 758
Из около 500-та подтвержденных на сегодняшний день внесолнечных планет только около дюжины были непосредственно запечатлены на снимках.
.
Так как планеты значительно тусклее своих звезд, то для получения подобных изображений требуется специальная техника, но даже в этом случае для успеха необходимы оптимальные условия, например, когда звездная система наблюдается «лицом к нам» и орбита планеты лежит на достаточном расстоянии от звезды. Почти каждое обнаружение экзопланеты основано на использовании общепринятых методов, которые отслеживают качание звезды, вызванное гравитационным влиянием планеты, или колебания яркости звезды, вызванное транзитом или линзированием. Помимо того, что визуальное наблюдение захватывает, прямое изображение позволяет легко определить расстояние планеты от звезды и отбирать [для анализа] непосредственно свет от планеты. Если планета является гигантом [размером с Юпитер или больше], тогда она может иметь внутренний источник тепла в дополнение к отражающей [свет звезды] атмосфере, в этом случае в инфракрасном диапазоне планета выделяется от своей звезды более отчетливо. Астрономы в попытках улучшить статистику запечатленных планет занимаются поиском ближайших звездных систем, которые могут допускать открытие или прямое обнаружение внесолнечной планеты.

Обсерватория MMT [ранее Multiple Mirror Telescope – многозеркальный телескоп, ныне Magnum Mirror Telescope – телескоп с большим зеркалом] оснащена относительно новой инфракрасной камерой [получившей имя Clio] с превосходным угловым разрешением. Даниэль Фабриски [Daniel Fabrycky] и Рут Мюррей – Клей [Ruth Murray-Clay] вместе с четырьмя коллегами использовали Clio для съемки относительно близкорасположенной звезды GJ 758 [расположенной лишь в 50 световых годах от Земли], у которой ранее была обнаружена планета. Инфракрасные изображения с камеры не только обнаружили планету, но и позволили исследователям измерить достаточно точно поток для определения температуры и массы планеты, последнее в зависимости от ее возраста и от модели планетарной эволюции.

Ученые сообщают, что объект, обращающийся вокруг GJ 758, имеет температуру атмосферы около 560 K. Если возраст планеты около 1 миллиарда лет, то ее масса находится в пределах от 10 до 20 масс Юпитера. Если ее возраст около 8,7 миллиарда лет, то планета, вероятнее всего, в два раза массивней. Вопрос массы важен по трем аспектам. Во-первых, может оказаться, что спутник звезды GJ 758 не является планетой. По-видимому, объект достаточно большой, чтобы оказаться маленькой звездой [коричневым карликом] – недостаточно большой для того, чтобы «зажечь» водород [протий], но способный «зажечь» дейтерий. Дейтерий – изотоп водорода, ядро которого помимо протона содержит еще и нейтрон, реакция термоядерного синтеза ядер гелия из ядер дейтерия происходит при более низких температурах, чем аналогичная реакция для ядер протия. Если спутник является коричневым карликом, то это станет исключением из теории «пустыни коричневых карликов», в которой спутником звезды может быть или планета, или другая звезда, но не коричневый карлик.

Другие два важных аспекта в равной степени провокационны. Размер данной звездной системы исключает [или делает маловероятными] те теории формирование планеты/спутника, в которых вещество непрерывно аккрецирует на растущую планету, альтернативой этому является модель роста посредством «липких» столкновений между меньшими объектами. Кроме того, если спутник действительно является маленькой звездой, тогда GJ 758 фактически является двойной звездой, а не планетной системой.
Просмотров: 516 | Добавил: MeRaBee | Рейтинг: 0.0/0
«  Ноябрь 2010  »
15161718192021
Нужна ли астрономия в школе?