Среда, 24.04.2024, 06:58

Главная » 2010 » Ноябрь » 14 » Необычная черная дыра
Необычная черная дыра

Международная группа ученых под руководством Клааса Вирзема (Klaas Wiersema) из университета Лестера (University of Leicester) обнаружила с помощью «Очень большого телескопа» (Very Large Telescope), принадлежащего европейской южной обсерватории (European Southern Observatory), свидетельства существования черной дыры неизвестного типа, сообщает BBC News. Ученые исследовали изображения HLX-1, источника особо ярких рентгеновских лучей. Результаты были опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

По словам ученых, дистанция и яркость источника указывают на то, что там, на расстоянии 300 млн световых лет от Земли, может находиться средних размеров черная дыра, массивный, невидимый объект, поглощающий все вокруг себя. Если результаты подтвердятся, HLX-1 может быть классифицирована как черная дыра среднего типа – астрофизики подозревали о существовании такой черной дыры, однако до сих пор получали лишь не вполне определенные свидетельства в пользу этого предположения. «Понимание того, как формируются сверхмассивные черные дыры… является ключевым для познавания процесса формирования галактик», – заметил Шон Фаррел из университета Лестера (Sean Farrell).

Руководитель исследования Клаас Вирзема рассказал, что после того как источник очень ярких рентгеновских лучей был обнаружен, астрономы очень захотели узнать, на каком расстоянии он в действительности находится, чтобы понять, насколько сильное излучение у этой черной дыры. «Очень большой телескоп» позволил ученым высчитать точное расстояние до HLX-1 и отделить свет большой галактики от источника рентгеновских лучей.

«К нашей радости, окончательные измерения показали именно то, на что мы надеялись: обнаруженный характерный свет атомов водорода позволил нам точно измерить расстояние до объекта, что явилось окончательным доказательством наличия в этой большой и яркой галактике черной дыры, а также того, что HLX-1 является самым ярким сверхъярким источником рентгеновских лучей», – объяснил Клаас Вирзема. Любопытно, что эта черная дыра не является сверхмассивной. Современная астрономия считает, что в центре большинства галактик находится сверхмассивная черная дыра, а средних размеров черные дыры просто являются их источником.

Напомним, что черные дыры открыл английский геолог Джон Мичелл (John Michell) ещё в середине XVIII века. Он посчитал, что для звезды с плотностью Солнца, но с радиусом в 500 раз большим, первая космическая скорость превысит скорость света. Следовательно, если закон всемирного тяготения справедлив и для света, то свет не сможет покинуть пределов звезды. Со стороны она будет казаться совершенно черной.

Просмотров: 394 | Добавил: MeRaBee | Рейтинг: 0.0/0