Четверг, 25.04.2024, 22:07

Главная » 2011 » Март » 11 » Астрономы подглядели за рождением экзопланеты
Астрономы подглядели за рождением экзопланеты
 Застать звезду в момент рождения рядом с ней планеты удалось группе европейских ученых. Планета выдала себя, собирая пыль вокруг звезды...
Охотники за экзопланетами славно поживились. Они уверены, что впервые застали молодую звезду при рождении новой планеты.

Хотя в современном понимании того, как рождаются планеты, остаются «темные пятна», известно, что все они появляются из протопланетных дисков, окружающих звезды на ранних этапах эволюции. Компьютерное моделирование и теоретические расчеты показали, что рождение планет из дисков должно занимать мало времени – порядка десятков тысяч лет. Звезд, окутанных газопылевысм диском, сегодня известно не так много. Планет, рождающихся внутри таких дисков, до этого наблюдать не приходилось.

Одна из звезд, рядом с которой замечен толстый пылевой диск – молодая звезда в южном созвездии Хамелеона. Расстояние от T Хамелеона (T Cha) до Земли составляет 350 световых лет, ее возраст - всего семь млн лет. «Прежние наблюдения показали, что T Cha - прекрасная цель для изучения образования планетных систем. Однако эта звезда достаточно далека, и для выявления деталей диска потребовалось применить все возможности интерферометра VLT», - пояснил соавтор исследования Йохан Олофсон из Института астрономии в Гейдельберге Общества Макса Планка (Германия). VLT (Very Large Telescop, Очень Большой телескоп) - комплекс из четырех телескопов Европейской южной обсерватории в Чили, которые могут работать как в режиме самостоятельных приборов, так и в режиме интерферометра, что увеличивает разрешение.

Сначала ученые заметили, что звезда окружена тонким кольцом пыли радиусом 20 миллионов километров. За этим кольцом простирается широкий участок, лишенный пыли - диск появляется лишь на расстоянии 1,1 млрд километров от звезды. «Для нас прореха в пылевом диске стала уликой, и мы задались вопросом: можно ли увидеть компаньона, выметающего дыру внутри протопланетного диска?», - пояснила Нурия Эламо, автор исследования из Испанского центра астробиологии.

Заметить тусклый объект на небольшом угловом расстоянии от яркой звезды - сложная задача, поэтому исследователи прибегли к ряду ухищрений. Закрыв часть поля зрения телескопа специальной маской, они избавились от света самой звезды. Это позволило обнаружить холодный объект у внешнего края прорехи - на расстоянии одного миллиарда километров от звезды.

Ученые уверены, что впервые обнаружили планету на стадии формирования, когда, двигаясь по орбите, она растет, выметая вокруг звезд область протопланетного диска.

Видео можно посмотреть тут